VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, функции и виды предпринимательства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004727
Тема: Понятие, функции и виды предпринимательства
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение

1 Теоретические основы исследования малого и среднего предпринимательства

1.1 Понятие, функции и виды предпринимательства

1.2 Критерии выделения сектора малого и среднего предпринимательства

1.3 Сущность поддержки малому и среднему предпринимательству: мировой опыт и особенности в России

2 Анализ и оценка системы поддержки малого и среднего предпринимательства (на примере г.Нижневартовск)

2.1 Анализ эффективности муниципального управления по поддержке малого и среднего предпринимательства

2.2 Оценка факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства на территории г. Нижневартовска

2.3 Актуальные проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях

3 Проект по совершенствованию развития системы поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Нижневартовске

3.1 Обоснование проекта

3.2 Методические основы оценки эффективности инвестиционного проекта

  3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 

  3.4 Анализ чувствительности проекта к риску

Заключение

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ 







Введение



Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных социально-экономических и политических условиях увеличивается роль малого и среднего предпринимательства в устойчивом экономическом развитии государства и его отдельных регионов.

Развитие малого предпринимательства снижает негативное влияние экономических кризисов, повышает экономическую активность населения, создает новые рабочие места, привлекает инвестиции в отдельные отрасли народного хозяйства. В социальном плане малый бизнес формирует так называемый «средний класс» населения - основу демократического общества, а также способствует появлению нового предпринимательского мышления, основанного на созидании, активности, использовании новых инновационных технологий.

Развитие малого и среднего предпринимательства в России заметно активизировалось в последнее десятилетие. Невзирая на негативные последствия мирового экономического кризиса, отметим возрастающую потребность общества в воспитании и формировании нового поколения молодых предпринимателей, способных играть активную роль в экономике, бизнесе и обществе в целом. Развитие молодежного бизнеса должно способствовать успешному переходу страны на инновационный путь развития. 

Малое и среднее предпринимательство является основой экономики современного государства. Законодательством большинства развитых стран малый и средний бизнес определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого и среднего бизнеса (социальная значимость, массовость) определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально складывающимся экономическим пропорциям внутри данного сектора.

Однако действующая в настоящее время в Российской Федерации федеральная нормативная правовая база регулирования и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, особенно в сфере налогообложения не обеспечивает правового решения проблем, стоящих на пути развития малого предпринимательства. Вместе с тем малый бизнес является рыночным институтом, обеспечивающим решение экономических и социальных задач, в том числе формирование конкурентной среды, насыщение рынка товарами и услугами, обеспечение занятости, увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в первую очередь - в местные и региональные бюджеты).

Объектом исследования является механизм поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне.

Предметом исследования являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего бизнеса.

Цель исследования заключается в анализе системы поддержки малого и среднего предпринимательства, а также в разработке рекомендаций по развитию системы поддержки малых и средних предприятий на примере города Нижневартовска.

Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

-раскрыть теоретические основы исследования малого и среднего предпринимательства;

-проанализировать эффективность муниципального управления по поддержке малого и среднего предпринимательства;

-провести оценку факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства на территории г.Нижневартовска;

-раскрыть актуальные проблемы поддержки малого и среднего предпринимательства в современных условиях;

-разработать проект совершенствования формирования организационно-экономического механизма поддержки малого и среднего предпринимательства в г.Нижневартовске;

-представить социальную и экономическую эффективность проекта.

Структура дипломного проекта обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, три главы, объединяющие девять подпунктов, заключение, список использованной литературы и приложения.

Теоретической основой исследования являются научные работы классиков экономической теории, а также работы отечественных и зарубежных ученых и практиков в области предпринимательства, малого бизнеса, статистики, микро- и макроэкономики, теории управления.

Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к деятельности малых предприятий, а также общенаучные методы: абстракции, индукции и дедукции, количества и качества в их взаимосвязи.

В процессе работы над дипломной работой были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации. Использованы Законы РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Использованы статистические данные официальных источников, материалы российской и всемирной сетей Интернет.















1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы исследования малого и среднего предпринимательства

1.1 Понятие, функции и виды предпринимательства



Впервые целостное научное представление о предпринимательстве и предпринимательской функции было дано выдающимся шотландским экономистом Адамом Смитом (1723 - 1790) в главном труде его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). Опираясь на результаты изучения источников, направлений и стимулов экономического развития общества, он сформулировал основы теории производства и распределения, разработал важнейшие категории трудовой теории стоимости, разделил общество на наемных работников, капиталистов и земельных собственников, проиллюстрировал действие абстрактных теоретических положений конкретными историческими примерами, показал возможность применения теоретических построений в реальной экономической политике.

Понимая, что основным мотивом всякой хозяйственной деятельности является личный корыстный интерес индивидуумов, и видя в нем мощную побудительную силу общественного прогресса, А.Смит предлагал рассматривать прибыль как плату предпринимателю за производимые им затраты и неизбежный финансовый риск. Вместе с тем, однако, он уже тогда знал, что личный интерес будет действовать в полном соответствии с интересами общества только в случае ограничения его свободы соответствующими правовыми и институциональными рамками, что подлинная гармония между соблюдением частных интересов и достижением социально-значимых целей возможна только при соблюдении определенных условий. Выступая в защиту частной собственности и свободной конкуренции, за ограничение монополистической деятельности, свободу торговли и невмешательство государства в предпринимательскую деятельность, провозглашая широко известный сегодня в России лозунг классического капитализма «laissez-faire» - «свободу предпринимательству», он доказывал необходимость ограничения компетенции государственных органов охраной прав собственности, обеспечением обороноспособности страны и выполнением некоторых других социально-значимых функций неэкономического характера.

Одним из заблуждений А. Смита было то, что производительным (создающим блага) он считал лишь труд в сфере материального производства, и не признавал производительного характера труда врачей, педагогов, юристов и др. работников социальной сферы.

В трудах известных экономистов XVIII – XIX веков Р.Кантильона, Ф.Кенэ, А.Тюрго, М.Вебера и др. были сформулированы и развиты основные фундаментальные положения, касающиеся сущности предпринимательской деятельности, места и роли предпринимателей в общественно-экономической среде, функций и личностных характеристик (качеств) предпринимателей, роли государства в регулировании предпринимательской деятельности.

На этапе формирования национального рынка для российского предпринимательства наиболее актуальными являются следующие важнейшие постулаты классической экономической теории:

мотив и цель предпринимательской деятельности – в ориентации на получение прибыли;

капитализируемый предпринимательский доход – основной фактор роста национальной экономики;

личный капитал предпринимателя – главный источник развития предпринимательской активности;

эффективная предпринимательская деятельность невозможна без объединения и комбинирования производств;

максимальное использование рыночных возможностей – необходимое условие развития предпринимательских структур;

сопротивление внешней среды – важнейший фактор предпринимательского риска;

главная цель общественного производства – удовлетворение потребностей субъектов рыночной экономики;

вмешательство государства в предпринимательскую деятельность должно быть строго ограниченным.

В ХХ веке важнейшие проблемы предпринимательства рассматривались в трудах И.Шумпетера, К.Веспера, А.Шапиро, Г.Пиншота, П.Друкера, К.Татеиси и др.

И.Шумпетер считал предпринимательство основным феноменом экономического развития общества, его главной движущей силой, универсальной общеэкономической функцией любой общественной формации. Содержание предпринимательской деятельности он сводил к осуществлению новых комбинаций факторов производства и всевозможных нововведений. Предприниматель, по его словам, «делает не то, что делают другие, и не так, как это делают другие». Необходимыми условиями эффективного предпринимательства, по И.Шумпетеру, являются организационно-хозяйственное новаторство и экономическая свобода, возможность владеть имуществом, способность к риску, лидерство, умение принимать решения и др.

	Комплексную характеристику предпринимателю как субъекту рыночной экономики – с точки зрения экономики и психологии – дал К.Веспер. А.Шапиро среди поведенческих черт предпринимателя прежде всего выделял элементы инициативы, способности к организации и реорганизации социально-экономических механизмов (с тем, чтобы с выгодой для себя использовать имеющиеся ресурсы и конкретную ситуацию), готовности рисковать, принимая на себя всю полноту ответственности за неудачи.

По мнению П.Друкера, предпринимательство – это конкретная деятельность и практика, которые не относятся ни к науке, ни к искусству, хотя и располагают собственной базой знаний о средствах достижения цели. «Многие специалисты, – писал он, – рассматривают предпринимательство сегодня как нечто, имеющее оттенок таинственности, как дар, талант, вдохновение или даже озарение».

Считая содержанием и функцией предпринимательства нововведения, затрагивающие все сферы человеческой деятельности, и выдвигая инновационность, направленную на обогащение имеющихся ресурсов новыми свойствами в целях создания материальных и нематериальных благ и услуг, на роль основного инструмента предпринимательства, П.Друкер раскрывает сущность таких важнейших понятий, как предпринимательская экономика, предпринимательское управление и предпринимательское общество, исследует проблемы мотивации предпринимателей, предпринимательского риска, сущности и роли предпринимательской среды.

В результате рыночного реформирования российской экономики предпринимательство стало неотъемлемой частью нашей жизни. Конституция Российской Федерации гарантирует ее гражданам право заниматься всеми видами предпринимательской деятельности, не запрещенными законом.

Согласно определению, зафиксированному в Гражданском кодексе Российской Федерации – «Конституции экономической жизни страны», предпринимательской является «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» (ГК РФ, ст.2).

Материальную основу любой предпринимательской деятельности составляют производственные ресурсы: природные, трудовые и средства производства. Вовлеченные в предпринимательство, эти ресурсы становятся его факторами. Помимо них, в число основных факторов предпринимательства входят научные и информационные ресурсы, налоги и другие вынужденные платежи (как своеобразная «плата» обществу за право заниматься предпринимательской деятельностью), а также время (напомним крылатое выражение: «время – деньги»).

Конечным продуктом предпринимательской деятельности может быть как товар (т.е. вещь, предназначенная для продажи), так и оказанная на платной основе услуга (выполненная работа).

На рис. 1.1 в упрошенном виде представлена общая схема предпринимательства:



Рисунок 1.1 - Общая схема предпринимательства



Участвуя в общественном разделении труда, предприниматель за собственные или привлеченные деньги

ДF приобретает необходимые ему для осуществления конкретных предпринимательских операций факторы предпринимательства F и преобразует их в продукты П, нужные потребителям, а затем продает им эти продукты, получая определенную денежную выручку ДП. Очевидно, что эта выручка должна превышать суммарные затраты предпринимателя на осуществление им предпринимательской деятельности (если не по каждой операции, то хотя бы в пределах обозримого временного периода – срока окупаемости предпринимательского проекта).



1.2 Критерии выделения сектора малого и среднего предпринимательства



Лицо любого развитого государства определяют крупные предприятия, а наличие крупного капитала оказывает существенное воздействие на уровень научно-технического потенциала, но не менее важной составляющей развитой рыночной системы является малое предпринимательство. Оно представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. 

Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны. 

Границы малого предпринимательства зависят от законодательно установленных государственными органами или другими представительными организациями критериев (показателей), конституирующих сущность этого понятия. 

В зарубежной практике малое и среднее предпринимательство рассматривается как единое явление, и поэтому к его объектам употребляется термин «малое и среднее предприятие», а к этому сектору экономики применяют термины: «малое и среднее предпринимательство», «малый и средний бизнес», как наиболее часто употребляемые в законодательстве и научной литературе. 

При классификации малых и средних предприятий сначала учитывались рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 года, в соответствии с которыми принимались следующие параметры: 

К малым и средним предприятиям относились предприятия: 

имеющие менее 250 работников; 

либо имеющие годовой оборот, не превышающий 40 млн. ЭКЮ, либо имеющие суммарный годовой баланс, не превышающий 27 млн. ЭКЮ; 

удовлетворяющие критерию независимости.

Малое предприятие определяется как предприятие, которое: 

имеет менее 50 работников; 

либо имеет годовой оборот, не превышающий 7 млн. ЭКЮ, либо имеет суммарный годовой баланс, не превышающий 5 млн. ЭКЮ; 

удовлетворяет критерию независимости.

Микропредприятиями считаются МСП, имеющие менее 10 работников. 

Под независимыми понимаются предприятия, в капитале которых доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не являющимися малыми или средними, не превышает 25%.  

Если изначально действующее как малое (среднее) предприятие в течение двух лет превышает установленный критерий по численности занятых или по структуре капитала, то оно утрачивает статус малого (среднего) предприятия. 

При определении мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства иногда учитываются и другие показатели, а страны-члены ЕС допускают использование и собственных критериев при отнесении фирм к МСП. 

Для статистических целей в настоящее время Евростат использует следующие интервалы для выделения размерных по числу занятых групп бизнеса:

от 1 до 9 человек;

от 10 до 19 человек;

от 20 до 49 человек;

от 50 до 249 человек.

Согласно «Рекомендациям Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий 2003/361/ЕС», действующих в настоящий момент в Европейском Союзе, критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в ЕС выглядят следующим образом (Таблица 1.1):

Таблица 1.1 - Критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу в странах ЕС

Численность работников, чел.

Годовой оборот, €

Валюта баланса, €

Самостоятельность бизнеса

Микро до 10

до 2 млн.

до 2 млн.

Порог участия других хозяйствующих субъектов в секторе МСП – не более 25%, стоимость основного капитала компании не должна превышать € 75 млн.

малые 11-50

до 10 млн.

до 10 млн.



средние 51-250

до 50 млн.

до 43 млн.





Обратимся теперь к Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». 	Статей 4 Закона № 209-ФЗ установлены следующие критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства.

1. Для юридических лиц - в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) суммарная доля публичных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, иностранных граждан и/или юридических лиц не должна превышать 25%.

Такое же процентное ограничение установлено для доли участия, принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

2.  Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующих значений (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ):

для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно;

для малых предприятий - до 100 человек включительно;

для микропредприятий (эта категория субъектов малого предпринимательства выделена впервые) - до 15 человек.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства отнесены не только юридические лица.  Субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. 

3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС либо балансовая стоимость активов (остаточная стоимость ОС и НМА) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

Указанные предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) должны устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).  С учетом этой нормы и во исполнение пункта 3 части 1 статьи 4 Закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Правительством РФ и было принято Постановление, которым были определены критерии выручки - основания для отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Но дело в том, что, в отличие от основной части Закона № 209-ФЗ, часть 2 статьи 4 вступает в силу не с 1 января 2008 года, а значительно позднее - с 1 января 2010 года (ч. 1, ч. 2 ст. 27 Закона № 209-ФЗ). Следовательно, норма Закона № 209-ФЗ, определяющая порядок установления Правительством РФ предельных значений выручки, вступает в силу только с 1 января 2010 года, что указывает на отсутствие правовых оснований для введения в действие Правительством РФ Постановления до указанной даты.

Установление критериев выручки в целях отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства с нарушением требований федерального законодательства приводит к тому, что некоторые из субъектов предпринимательской деятельности могут быть лишены статуса субъекта малого и среднего предпринимательства в середине отчетного года.

В свою очередь, лишение организации (индивидуального предпринимателя) статуса субъекта малого и среднего предпринимательства приводит к необоснованному возложению на участников соответствующих правоотношений обязанностей, от которых ранее они освобождались в силу соответствующего статуса.

В частности, субъектам малого предпринимательства предоставлено право не применять ПБУ 18/02 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Пользование этим правом существенно упрощает учетные процедуры вследствие отсутствия обязанности по отслеживанию расхождений между данными бухгалтерского и налогового учета.

Таким образом, Правительством РФ с нарушением требований федерального законодательства принят нормативный правовой акт, которым нарушаются права и свободы организаций и индивидуальных предпринимателей, удовлетворяющих критериям субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренным пунктами 1 и 2 (без учета пункта 3) части 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ.

Следовательно, несистемное применение рассматриваемых норм статьи 4 Закона № 209-ФЗ приводит к правовой неопределенности, ограничивающей права субъектов малого и среднего предпринимательства.

Необходимо отметить, что разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации была осуществлена еще в 2005 году Торгово-промышленной Палатой РФ. Установление каких-либо критериев отнесения к малому и среднему бизнесу преследовало две основные цели:

1. Установление критериев для целей поддержки и развития, т.е.  выделение однородных групп хозяйствующих субъектов, которые имеют очень схожие проблемы при создании и деятельности, и эти проблемы могут быть смягчены или устранены государством достаточно однотипными мерами.

2. Установление критериев для статистических целей и наблюдения за сектором.

Т.е. базовым моментом при выработке критериев была необходимость разграничения статистического и «политического» критериев. 

Статистический критерий должен охватывать весь сектор малого и среднего предпринимательства с выделением наиболее типичных поведенческих групп, например, микро-, малый и средний бизнес. Вводимый статистический критерий должен быть постоянным и единым для всех субъектов Российской Федерации.

«Политический» критерий должен уточнять в рамках статистического критерия те группы субъектов малого и среднего предпринимательства, которые являются приоритетным объектом государственной поддержки. 

Важно, чтобы организация статистического учета позволяла отслеживать состояние и динамику развития отдельных целевых групп, выделенных в рамках «политического критерия». 

Сразу исключались из сферы поддержки государственные и муниципальные унитарные предприятия, и были предложены следующие подходы к установлению критериев:

1. Основной, базовый критерий отнесения к МСП, который будет применяться как для целей государственной поддержки, так и для целей статистического наблюдения на территории России - критерий по средней численности занятых на предприятии:

микро-предприятия – до 15 занятых;

малые предприятия – до 50 занятых;

средние предприятия – до 250 занятых.

2. Все остальные критерии, используются только с целью установления ограничений на получение помощи хозяйствующими субъектами за счет бюджетов различных уровней и предназначены для более четкого выделения групп, нуждающихся в государственной поддержке.

Использование критерия отнесения к МСП по объему выручки, который также является одним из самых распространенных в мире критериев, по мнению разработчиков, было не целесообразно.

Данный критерий используется только как критерий для целей поддержки и развития, то есть ограничивает доступ хозяйствующих субъектов, не отвечающих этому критерию, к ресурсам, выделяемым государством из бюджета на цели поддержки и развития МСП.

Такой вывод подтверждается текстом «Рекомендаций Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий», действующих в настоящий момент в ЕС.

В части использования критерия по обороту достаточно показательна выдержка из Рекомендаций Еврокомиссии (Статья 2): 

«… При реализации отдельных мер по поддержке МСП, страны-участницы, Европейский инвестиционный банк и Европейский инвестиционный фонд также могут пользоваться только критерием числа занятых, за исключением случаев, регулируемых различными правилами о государственной поддержке и помощи». Данная выдержка еще раз подтверждает, что основное применение критерия по обороту – выделить группы предприятий, чтобы «обеспечить поддержку истинно нуждающимся в ней МСП».

В Российской Федерации отнесение к субъектам малого и среднего предпринимательства пошло по «собственному, российскому» пути. 

Согласно, Налоговому Кодексу РФ: 

«Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (НДС), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей».  Хотя на всех уровнях, в том числе, и на международном, декларируется, что в Российской Федерации самые низкие налоги для индивидуальных предпринимателей. 

Необходимо так же отметить, что налог на добавленную стоимость целиком поступает в федеральный бюджет. 

С 2008 года, руководствуясь статьей 145 Налогового Кодекса, декларации по НДС ежеквартально должны заполнять и отчитываться по ним все индивидуальные предприниматели и малые предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения. Государство вместо регулирования финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по критерию выручки значительно усложнило бухгалтерскую отчетность и ввело дополнительный контроль.

Новая форма декларации по налогу на добавленную стоимость введена с 2007 года, она заменяет две ранее действовавшие декларации по налогу на добавленную стоимость и налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов и представляет пакет из 23 листов, которые нужно заполнить. Понятно, что большинство предпринимателей, относящихся к малому бизнесу, ведут бухгалтерский учет самостоятельно, следовательно, чтобы заполнить декларацию и отчитаться по ней в Налоговой Инспекции, необходимо потратить значительное время или заплатить профессиональному бухгалтеру. 

Статистическая отчетность представляется субъектами малого предпринимательства по перечню, утвержденному органами государственной статистики.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные представлять формы государственного статистического наблюдения, должны включать сведения в целом по юридическому лицу, т.е. по всем филиалам и структурным подразделениям юридического лица.

Все формы федерального государственного статистического наблюдения служат только для получения сводной статистической информации, но они отнимают значительное время у предпринимателей на их оформление.

Получается, что федеральные власти, заявляя на законодательном уровне о поддержке малого и среднего предпринимательства, фактически отбирают у этого сектора экономики и так незначительные доходы.

В Чехии, как и в России, нет таких послаблений в ведении учета и предоставлении финансовой отчетности для МСП, как в Германии. Кроме того, как в Германии, так и Чехии всегда присутствует консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства на всех этапах развития бизнеса, которая также осуществляется и финансируется в рамках различных государственных программ. В большинстве случаев привлекаются квалифицированные консалтинговые фирмы, консультационные бюро, организуются образовательные мероприятия, что является немаловажным для поддержки МСП с точки зрения налоговой грамотности.

Таким образом, на современном этапе развития цель фискальной политики государства не коррелирует с общественной целью – поддержкой малого и среднего предпринимательства. 

Попытки учесть одновременно текущие интересы всех субъектов общества делают принимаемые меры на всех уровнях власти малоэффективными. 



1.3 Сущность поддержки малому и среднему предпринимательству: мировой опыт и особенности в России



Малый и средний бизнес – это важнейший элемент рыночной экономики, без которого невозможно эффективное развитие социально-экономической области ни одного из государств современного мира. Малое и среднее предпринимательство (МСП) способствует усилению конкуренции, внедрению инновационных технологий, созданию новых рабочих мест. 

По данным Всемирного банка (World Bank), за 2014-2016 годы в целом в МСП в мире занято более 50% населения и производится от 30-65% национального продукта.

В развитых странах предприятия, отнесенные к малым и средним, составляют важнейший сектор национальных экономик. Малое и среднее предпринимательство, являясь наиболее массовой формой бизнеса, обеспечивают социально-экономическую стабильность развития экономики. 

Вхождение России в мировую экономику также приводит к развитию малого предпринимательства как мощной экономической и политической силы. 

По данным Федеральной службы статистики динамика роста численности предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации представлена в Таблице 1.2.

Таблица 1.2 - Динамика роста численности предприятий малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

Показатели

Годы



2011

2012

2013

2014

2015

2016

Число малых предприятий (на конец года), тыс.

882,3

893,0

953,1

979,3

1032,8

1137,4

Число малых предприятий в расчете 
на 10000 человек населения

61

62

66

69

73

80



	В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности. 

Таблица 1.3 - Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях

Показатели

Годы



22011

22012

22013

22014

22015

22016

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)

14,3

15,0

15,9

16,7

17,8

18,9

Средняя численность внешних совместителей

34,4

36,6

38,7

39,6

40,5

39,5

Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера

21,4

22,6

22,0

22,8

19,8

22,4

Валовой внутренний продукт



9,8

12,5

12,0

11,6



Оборот организаций







26,0

26,3

26,6

Инвестиции в основной капитал

2,9

2,4

3,5

3,3

3,6

3,9



В условиях экономического кризиса в России особое значение приобретают эффективность и устойчивость малых предприятий, установление при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности. 

Однако должного развития этот сектор экономики России в силу ряда обстоятельств не получил, и не в последнюю очередь – ввиду недостаточной поддержки его со стороны государства и соответствующих организаций.  

Поэтому определенный интерес представляет изучение опыта развитых стран по регулированию и поддержке МСП, позволяющих добиться высоких результатов, и с учетом этого опыта наметить меры улучшения этой сферы деятельности в России. 

Следует иметь в виду, что в историческом плане процесс становления малых предприятий в современной России относительно краток и охватывает последнее десятилетие. 

Практика перехода из командной системы в рыночную экономику оказалась более сложной и многообразной, чем предусматривалось в соответствующих теоретических разработках. 

Создание и развитие малых предприятий (МП) в Российской Федерации происходило с большими трудностями, вызванными многими проблемами и противоречиями. Немаловажное значение имели и нестабильность экономики, и недостаточно проработанные меры по регулированию и поддержке его становления и функционирования МП. 

















Таблица 1.4 - Сравнение критериев отнесения малого и среднего предпринимательства в России и странах Евросоюза



Категория

Россия

Германия

Чехия



Численность, чел.

Годовой оборот, млн. руб.

Годовой оборот, млн. €

Пересчет на курс 43,49

Численность, чел.

Выручка, млн. €

Численность, чел.

Годовой оборот, млн. €

Микро

до 15

до 10

до 0,23

до 9

до 1,0

до 10

до 2

Малое

до 100

до 50

до 1,14

до 49

до 7,0

до 50

до 10

Среднее

до 250

до 100

до 2,3

до 249

до 43,0

до 250

до 50



Для малого и среднего предпринимательства в развитых странах создаются благоприятные условия, главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, поддержка добросовестной конкуренции и борьба с монополистической деятельностью, льготное кредитование и финансирование, существенная помощь в предоставлении инвестиций. 

В результате, в среднем мелкие производители получают большую прибыль на собственный капитал, чем крупные производители. 

О значимости МСП для ряда стран можно судить по приведённым данным в Таблице 1.5.









Таблица 1.5 - Вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП Евросоюза (усредненные данные за 2012-2016 годы)

Страны

Доля МСП в общей численности занятых (%)

Доля МСП в ВВП страны (%)

Германия

69

55-57

Великобритания

52

53-56

Венгрия

65

50-52

Польша

60

50-52

Чехия

62

32,7



Согласно исследованиям Европейского Союза, процентное соотношение категорий малого и среднего предпринимательства в Европе выглядит как на Рисунке 1.2.  

















Рисунок 1.2 - Структура МСП в Европе



Для сравнения рассмотрим ситуацию с малым и средним предпринимательством в Российской Федерации (Таблица 1.6).







Таблица 1.6 - Динамика вклада малого и среднего предприним.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44